Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Версия для слабовидящих

Полезные ссылки

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Вход

Поэтическая страница

Казанцева Дарья, 11 класс                                                                                Учитель:  Кевля С.В.

Мой дед – Долинин Сергей Георгиевич – самый обыкновенный гражданин России. Так я считала всегда.  Но я расту, изучаю  школьные науки, читаю. Всё чаще и чаще разговариваю с ним и родителями о жизни, о людях. И вот я стала понимать, что мой дед, «обыкновенный» человек, необычен.

Родился он 9 ноября 1927 года в Шилкинский завод Усть – Карского района Читинской области, проще говоря, в Забайкалье  в районе слияния рек Шилки и Аргуни, которые образуют Амур, были Сретенск, Нерчинск (теперь города), Горный Зерентуй и другие.   Это исторические места. Они известны тем, что здесь находятся  залежи полезных ископаемых,  на многочисленных шахтах (по старому «копей») и сейчас ведётся добыча ценных руд, содержащих серебро, цинк, золото. В XVIII- XIX веках это было место ссылки; в «копях» работали народовольцы, декабристы и другие люди, отбывающие длительную или даже пожизненную каторгу. Строительство Великой Транссибирской магистрали (железной дороги, соединяющей Дальний Восток с центральной Россией) тоже привлекло в эти места людей.  Районы Забайкалья, люди, здесь живущие, были по-разному активны за установление власти Советов, за освобождение от интересов в Гражданскую войну этих мест. Здесь же прошла коллективизация с её грубыми ошибками, породившими сильнейший упадок сельского и, как результат уничтожения крестьянства, подвергавшегося арестам и высылкой с мест проживания, - страшный город 1933года.

Всё это я говорю для того, чтобы представить, среди каких людей и в какой обстановке прошли первые четыре года  жизни моего деда Сергея. Ему было четыре года, когда он вместе с матерью, дедушкой и бабушкой был выслан из Забайкалья (из одного места ссылки людей в другую) в Красноярский край.

Причиной высылки был конь в хозяйстве прадеда. Прадед на нём участвовал с партизанским отрядом в боях. По условиям коллективизации всё имущество: плуги, инвентарь, скот и другое – должно быть сдано в коллективное хозяйство (колхоз). Единоличные хозяйства ликвидировались. Прадед решил не сдавать коня – кормильца семьи – и скрылся на нём в тайгу. В его отсутствие семью за это арестовали, дом и имущество насильно забрали, и отправили в ссылку. Вернувшись и узнав об этом, прадед был вынужден бросить коня. Догнал своих он уже в Красноярске. Через несколько дней всех ссыльных погрузили на баржу и повезли на север. В двухстах километрах от Красноярска высадили поселенцев на пустой таёжный берег. Люди стали рыть землянки и поселились в них. В таких условиях начиналось детство, которое он помнит.

На месте первых поселенцев-ссыльных вырос посёлок, а люди стали заниматься заготовкой и разделкой леса. Позднее здесь появилась судостроительная верфь, где строили баржи, дебаркадеры.

Конечно, главными рабочими были ссыльные, которые охранялись комендатурой (так называлось учреждение и люди, надзирающие за ссыльными). Высланные не имели на руках паспортов. Они не имели право без документов и разрешения выехать, отлучиться из посёлка даже на несколько  километров, должны были регулярно отмечаться в комендатуре. Это было очень унизительно, быть «ссыльным» - позорно. Дед и сейчас с болью вспоминает, как страдали все члены семьи от такого режима.

В 1935 году дед пошёл в школу. Он окончил шестой класс, когда началась Великая Отечественная война. Отец его как ссыльный был призван в трудармию. Туда мобилизовали людей, которые должны были трудиться в тылу: готовить для фронта оружие, обмундирование, продукты питания.

Деда Серёжа был теперь единственным мужчиной в семье. Он вынужден был оставить школу. Добавив себе год, устроился перевозчиком  на лодке. Через Енисей, кроме лодки, переправы не было. Работа была и трудной, и опасной. Ширина Енисея более километра, течение очень быстрое, перед ледоставом лодка покрывалась льдом. Надо быть отважным для этого. А переплавщик маленького роста, тщедушный от холода и болезней. Однако он очень старался трудиться, быть мужчиной, содержащим семью, за что все стали уважать.

Зимой, когда Енисей замерзал, он работал  в сапожной мастерской, где тоже быстро научился чинить и даже шить простую обувь. Но учителя школы всё время уговаривали вернуться к учёбе в школе. Его одноклассники учились уже в восьмом классе, когда его мама, наконец, тоже решила изыскать возможность вернуть сына в школу. Дед Серёжа с благодарностью вспоминает и мамины старания, и старания учителей Марцишевского Франца Александровича (учитель географии)  и Юмаева Александра Михайловича (учитель русского языка), которые помогали ему догнать товарищей, а позднее, когда он раненым вернулся с фронта, подготовили его к поступлению в техникум для получения профессии.

И вот 1943 год, третий год кровопролитных боёв с жестоким врагом. Но перелом уже наступил, наши войска начали наступление.  К этому времени урон людской силы был велик, возникла необходимость пополнить новыми бойцами армию. Принято решение призвать молодых,  тех, кто подрос за прошедшие два года. Со школьной скамьи многие пошли добровольно. Дед тоже изъявил желание  пойти на фронт. (К тому же он прибавил себе год, когда устраивался на работу.)Так вместе с девятиклассниками школы, он был в числе призывников. Не всем из них, в том и числе деду, исполнилось восемнадцать. Но предполагалось, что бойцы будут обучаться три-четыре месяца основам боевых дел, и им к концу обучения исполнится восемнадцать, то есть человек станет совершеннолетним, способным быть бойцом...

«Запомнилось до конца дней, как провожали нас из посёлка все ученики, учителя, родители. Учащиеся школы вырезали из своих хлебных карточек по талону на хлеб (всю войну и даже некоторое время после войны хлеб продавался по карточкам, норма на детей триста граммов в день). Так мы в путь как самый дорогой подарок получили по круглой булке хлеба. В условиях того времени дороже, душевнее не было подарков.

С оркестром (такой самодеятельный уже в нашей школе был) нас проводили до берега Переправившись, уходили по дороге в Красноярск и до самого поворота видели, что все они машут нам, не расходятся, напутствуя своей заботой, чтобы вернулись домой живыми. Этого не забыть никогда.

И вот мы в «учебке» - так называлось место и время, когда мы изучали азы солдатской науки. Вскоре нас распределили по родам войск и специальностям: пулемётчики, снайпера, миномётчики, автоматчики, пехотинцы и так далее…

Первый бой мой прошёл под городом Ковель, затем было форсирование Буга. Помню, вместе с боевыми товарищами мы бежали, стреляли, кричали «ура», стремясь устрашить врага, слышал  и видел взрывы мин, свист пуль. Страха не ощущал, хотя рядом падали убитые или раненые друзья. Надо было делать то, что от тебя в этот момент требовалось: бить врага. Только после боя ощущалось, какой опасности мы подвергались и появлялась сердечная боль за погибших товарищей, многие из которых были в  этом бою первый и последний раз.

Шли дни, недели. В последующих боях уже появился какой-то опыт и сноровка.

Запомнился бой при наступлении на Люблин, в окрестностях которого находился концентрационный лагерь военнопленных, где немцы сожгли, уничтожили тысячи людей разных национальностей. Те, кого нам удалось освободить, были изнурены и изможденыдо предела. Живые скелеты. Велика была радость узников, доживших до свободы. За эти бои я был награждён медалью «За боевые заслуги». Но основная награда – это счастливое освобождение людей этого лагеря.

Мои однополчане меня приняли хорошо. Все они были смышлеными, умелыми и, как я теперь понимаю, заботились обо мне, так как я был среди них самым молодой, ростом небольшой, худенький. Они старались меня научить всему, чтобы из меня получился настоящий разведчик. Я  очень старался и вскоре заметил, что бойцы меня стали уважать  и за выносливость, и за упорство, и за умение в разведке добиваться той цели,  которую наш расчёт выполнял при задании. Мы часто вели разведку боем. Это была опасная работа. Когда ведётся такая разведка? Например, армия наша стремительно наступает, а враг  отчаянно сопротивляется.Вот врагу в какое-то время подошло подкрепление, он оборудовать смог в небольшую передышку новые огневые точки, а нам необходимо их выявить, не прерывая своего наступления и чтобы не понести жертв своих основных сил. Нам отряд разведчиков на танках должен ворваться на территорию врага и завязать такой бой, чтобы враг подумал, что наступает большая сила, то есть вызвать огонь на себя тех орудий, которые враг успел установить на неразведанных ещё нами участках, тогда он стреляет из новых огневых точек, а мы засекаем их и передаём координаты своим. В таком бою нужна и смелость, и расчёт, и умение не погибнуть, а выполнить задание. Всё-таки  в одной из подобных разведок я был тяжело ранен и оставался на поле боя почти сутки, теряя сознание и истекая кровью, пока не наступило  небольшое затишье между боями, а мои вернувшиеся товарищи не обнаружили меня.

Доставили меня в полевой лазарет, а затем в госпиталь в город Люблин. Там мне сделали две операции. Но ранение было таким тяжёлым, что на фронт я не вернулся, а как инвалид был уволен из армии и поехал долечиваться домой, в родной посёлок.

Первые годы после фронта были не легче, чем сражения фронтовые. Это может понять только тот человек, который прошёл через подобные испытания жизни. Школу не окончил – нет образования. Нет ни профессии, ни средств к обеспечению даже себя.  Пенсия 115 рублей, которые едва хватало на хлеб, физическим трудом не мог заняться – инвалид с одной рукой и едва заживающей раной бедра ноги.  Мог только писать, умел считать. Стал подрабатывать счетоводом в ОРСе(отдел рабочего снаряжения), плановиком.

Помогли мудрые учителя школы, у которых до фронта учился. Они помогли подготовить меня для поступления в техникум цветных металлов в Енисейске на бухгалтерское отделение. Его окончил в 1954 году и был направлен на работу в Норильский горно-металлургический комбинат,  лде работал главным бухгалтером механического завода до 1963 года. По настоянию врачей (суровость северного климата обострила приступы из-за полученных на фронте контузии и ран) вынужден был уехать.

Так оказался в Новокузнецке. Начал строиться Запсиб. На коксохим был принят  старшим бухгалтером производства. В 1968 году перешёл на работу в Кузнецкметаллургстрой главным бухгалтером седьмого стройуправления, где проработал до пенсии.

Сейчас я счастливый человек. У меня хорошая семья и две любимые внучки, которые пока учатся в школе. Хотелось, чтобы они в будущем стали хорошими людьми и сумели найти своё место в жизни,»- так закончил один из разговоров о своей жизни мой дед.

А моя бабушка часто нам говорит: «Учитесь на примере жизни деда добиваться цели трудом, волей и упорством. Он не озлобился, не ожесточился, не стал жертвой трудностей. А ведь рядом многие не выдержали. Сколько мужчин и женщин и даже детей страдают алкоголизмом, оправдывают себя трудностями жизни, не умея преодолеть их. Сколько поддаются соблазнам роскоши, лёгкой жизни! Да и даже наша вера в Бога многими искажается так, что человек не очищается, а гибнет. Пусть же примером стойкости, человечности станет для вас пример деда, простого, обыкновенного человека.»

 

Погорелов Марк 11 класс                                                              Учитель: Кевля  С.В.

*    *    *     *

Ясное, безоблачное небо,

Шелест свежей молодой листвы.

И невеста в платье белом

К Вечному огню кладёт цветы.

Всё вокруг красиво и спокойно,

Будто никогда и не было войны.

Но огонь, что горит днём и ночью,

Не даёт забыть далёкие те дни.

Он горит, напоминая нам, потомкам,

О далёких  фронтовых годах,

О боях, сражениях тяжёлых,

О погибших наших земляках.

Огонь! Ты как победы символ!

Победы той, что очень дорога моей стране.

Трудный путь прошёл народ советский

И выстоял в жестокой той войне.

Защищая от врага страну свою.

И в сорок втором под Сталинградом

Тяжело мой прадед ранен был в бою.

А сейчас алеют красные гвоздики

И блестят  медали на груди.

В День Победы наши ветераны

К Вечному огню несут цветы.

Пусть проходят годы и столетья,

Наша память будет жить в веках.

Никогда народ наш не забудет

Победу со слезами на глазах!

 

 
Как создать школьный сайт.